Тезисы статьи:
Диалектика в искусстве
Классическое искусство — создание образцов и основных форм искусства.
Модернизм — пересмотр основных форм искусства, нахождение новых способов выражения.
Постмодернизм — сочетание форм и текстов классического искусства и модернизма в пространстве игры.
Метамодернизм — осмысление игры, осознание человеческой культуры как целого, поиск смысла культуры и искусства.
Отношение к истине
Модернизм — универсальная истина.
Постмодернизм — истина условна.
Метамодернизм — единая истина во множестве выражений.
Философия
Модернизм — позитивизм, феноменология + ницшеанство, фрейдизм, марксизм.
Постмодернизм — философия постмодернизма, разрушение системы классического философского знания.
Метамодернизм — синкретика.
Основные идеи метамодернизма:
1. «Колебание» (рациональная синкретика) — сочетание противоположных явлений в едином целом (человек: душа и тело, культура: наука, философия, искусство, религия, психология). Признание уникальности каждой части целого, изучение их смысла, поиск взаимовлияний.
2. «Структура чувства» (эстетическая синкретика). Рациональная синкретика не пригодна для творчества. Эстетическая (чувственная) синкретика оперирует понятием Атмосфера (Неявное), сочетающим в себе чувственное и трансцендентное. Атмосфера есть в каждом предмете, человеке или явлении. Общепонятные атмосферы — это стиль автора («творческое лицо») или обаяние конкретного человека.
Выражение атмосфер и нахождение единого их источника, переживание единства, вопреки разности – одна из целей нового искусства.
Диалектика в искусстве
Новые эпохи или направления в искусстве расширяют и конкретизируют предыдущие. Классическое искусство создало образцовые произведения и основные художественные формы. Содержание классики – это художественная правда, основанная на моральных ценностях и отражающая особенности мира и человека. Классическая эпоха началась с незапамятных времён и закончилась на гегелевском утверждении «конца искусства», что обусловило рождение Модернизма. Художники модернизма объявили разрыв с историческим опытом искусства и стали утверждать новые формы для выражения мира и человека. Модернизм — это особое отношение к жизни, а не определенный стиль. Неслучайно он насчитывает в себе множество направлений.
В основе модернизма лежала философия позитивизма, феноменология (от неё: экзистенциализм), а также фрейдизм, марксизм и ницшеанство. Позитивисты и феноменологи стремились к объективному знанию, фрейдисты, марксисты и ницшеанцы сосредоточили своё внимание на человеке («Бог умер»). И тот, и другой подход потерпел поражение после двух мировых войн. Наука обеспечила людей оружием массового поражения, а изучение влияния экономики и иррациональных аспектов человека способствовало созданию идеологий тоталитарных государств. Родился постмодернизм, который объявил разрыв с традицией модернизма. В искусство он ввел господство эклектики и хаоса: стилевой синкретизм, игры с языком, эпохами и направлениями, доминирования текста над личностью. Постмодернизм раскритиковал утверждение модернистов об универсальной истине, которую можно познать.
«Колебание»
Философия постмодернизма хаотична, истина для неё условна, реально только пространство Текста. Постмодернизм согласился с модернизмом в тезисе «Бог умер», а также объявил «конец искусства», «конец истории» и «смерть автора».
В 2010 году голландские философы Тимотеус Вермюлен и Робин ван ден Аккер вводят термин «метамодернизм». В основе этого направления лежит идея о «колебании», как естественном миропорядке («Манифест метамодернизма»): «Впредь движение должно осуществляться путём колебаний между положениями с диаметрально противоположными идеями, действующими как пульсирующие полюса колоссальной электрической машины, приводящей мир в действие».
Идея «колебания» – это синоним синкретики, особой философской логики. Изложена она в монографии «Основы синкретики. Философия носителей». Как утверждает автор монографии Сергей Федосин, «сущностью нового подхода является синкретная логика, в которой все философские категории становятся равнозначными и необходимыми для описания исходных понятий теории. Взаимодействующие между собой носители, вводимые аксиоматически, олицетворяют собой сущность бытия, их можно обнаружить и как реальные объекты природы и общества, и как идеальные объекты, существующие в сознании». Описывается эта философская логика также в романе Германа Гессе «Игра в бисер».
Естественное появление синкретики вытекает из того, что возводя в абсолют одну или ряд категорий в рамках метафизической или диалектической логик, философы создают новую систему. В итоге философия разделяется на множество направлений, которые противоречат друг другу. Синкретика признаёт каждое направление уникальной частью целого. Цель синкретики – изучение целого, составляющих его частей и связей между ними.
«Структура чувства»
Метамодернизм, по словам Тимотеуса Вермюлена и Робина ван ден Аккера – «это не система мышления, не движение и не троп. (…) это — структура чувства».
«Колебание», как синоним рациональной синкретики, применяется для нахождения новых формул в науке и философии. Но такой путь искусство не исчерпывает. Поэтому отцы-основатели метамодернизма создают понятие «структура чувства», которое логично заменяется на «эстетическую синкретику». В основе эстетической (эстезис – чувствование) синкретики лежит понятие Атмосферы (Неявного). Это понятие, естественно влившееся в наш лексикон, сочетает в себе чувственный и трансцендентный аспект.
Рассуждения об Атмосфере:
- Режиссер, художник и философ Теймур Даими: «Вот оно, простое и ключевое слово — атмосфера! Это именно то, ради чего и снимается фильм. Именно наличие совершенно особой атмосферы задает целостный образ/лик фильма, то, что потом определяют как его внутреннюю поэтику. Не за счет великой идеи, не в силу оригинального сюжета, а именно из-за атмосферы мы вспоминаем фильм даже спустя долгое время после его просмотра, а подчас видим его наиболее суггестивные обрывки во сне. Атмосфера есть целое фильма, которое поглощает зрителя, не давая ему возможности как-то логически объяснить увиденное».
- В манифесте футуристов: «То, что было истиной вчера — сегодня не более, как обман. Мы, например, заявляем, что портрет не должен походить на оригинал, и что художник в себе носит пейзаж, который он желает запечатлеть на своем холсте. Чтобы написать портрет, не нужно писать его — нужно только передать всю атмосферу, его окружающую».
- Паустовский К.Г. в «Золотой розе»: «Важно было ощущение осени, тот строй чувств и мыслей, какой она вызывала. А все, что называется материалом, — люди, события, отдельные частности и подробности, — это, как я знал по опыту, надежно спрятано до поры до времени где-то внутри этого ощущения осени. И как только я вернусь к этому ощущению в каком-нибудь рассказе, то все это тотчас появится в памяти и перейдет на бумагу».
- Психология и педагогика изучает атмосферу в семье («психологический климат в семье»), в школе («психологический климат в школе»).
Почему человек ощущает атмосферу? На этот вопрос ответил арх. Джон (Мануссакис): «Что такое стиль? Он на картине, но он не является картиной. Это неявное, афанес, которое каким-то образом проявляется (не становясь видимым само по себе). Как же стиль «проявляется», если он невидим? Ведь то, что видимо на картине — цвета, очертания, мазки краски, — это точно не стиль. Это слышит и видит не глаз (как физический орган) и не ухо, а Я, — но само это Я невидимо, неслышимо, неприкосновенно. Потому-то Я может видеть, слышать и осязать то, что мы тут называем неявным».
Итак, одна из целей нового искусства – выражение атмосфер и нахождение единого их источника.
Цель метамодернизма
Метамодернизм возник на пороге новой (синкретной) рациональности. Это призыв к творческому познанию истины уникальным для каждого способом. Задача метамодернизма – проникновение в суть частных концепций истины и переживание единства их объема в процессе равноправного диалога.