8 декабря в Московском музее современного искусства стартовала образовательная часть проекта «Удел человеческий». Выставка «Не кажется ли тебе, что пришло время любви?» выступила отправной точкой для обсуждения вопросов любви, одиночества, политики и памяти. Первым мероприятием была лекция известного французского фотографа и режиссера Фуада Элькури. На встрече он рассказал о своих проектах и планах, важных для него темах и образах.

«Удел человеческий» – смелый и амбициозный по задумке, масштабный и многомерный по исполнению междисциплинарный проект. Для России это первый подобный опыт, в котором принимают участие 3 крупных арт-институции: Московский музей современного искусства, Еврейский музей и центр толерантности, Государственный центр современного искусства (РОСИЗО). Проект рассчитан на 4 года, предполагает 7 сессий по разным темам, каждая из которых в том или ином ракурсе осмысляет место человека в современном мире. Каждая сессия включает в себя выставку и параллельную программу, состоящую из лекций, видеопоказов и мастер-классов.

Само название проекта заставляет вспомнить романы С. Цвейга или С. Моэма – «Звездные часы человечества» и «Бремя страстей человеческих». Речь здесь не столько о созвучии, сколько о тематической близости: все эти произведения посвящены душевным исканиям, надежде, любви и радости, смерти и боли. Они представляют попытки создания картин макроистории через сплетение частных рассказов и эмоций.

Также проект напоминает по своему замыслу легендарную американскую фотовыставку «Семья человеческая» («The Family of Man», 1955 г.). которая визуально манифестировала идею единства мира и всех людей. Однако, если быть точным, название проекта «Удел человеческий» отсылает к книге Х. Арендт, название которой – «The Human Condition» – можно перевести иначе – «условие человеческого». Тогда возникает совсем иной вопрос: не «каков удел человечества?», а «что есть человеческое?».

Итак, в начале ноября в рамках второй сессии проекта открылась выставка «Не кажется ли тебе, что пришло время любви?». Экспозиция состоит из четырех разделов, которые представляют разные стороны такого одновременно сложного и понятного феномена, как любовь. «Любовь холоднее смерти», «Фрагменты речи влюбленного», «Церемониал любви», «Личное есть политическое» – 4 смысловых раздела, которые приглашают зрителя к размышлению о самом сильном человеческом аффекте, о любви.

Здесь представлены работы двадцати трех художников со всего мира, в том числе Йоко Оно, Энди Уорхола, Софи Каль, Бориса Михайлова. Основная часть произведений была создана в конце XX века, но некоторые работы – специально для выставки, их соединение рождает живую и близкую современному зрителю эмоциональную историю. Благодаря богатому звуковому ландшафту и продуманному размещению объектов в пространстве происходит психологическое погружение без растворения. Видео-арт, инсталляции, фотографии и рисунки – все работы, честные и искренние, они отсылают к частной и уникальной жизни ее авторов, представляют личный опыт, тем самым призывают смотрящего подумать и о себе. Вопросы не ждут ответов, уже тая в себе какое-то невыразимое знание: «Это мечта, сценарий или настоящая жизнь?», «Найдется ли у тебя для меня время?», «А разве лучшие фильмы не о любви?»

«О войне и любви» – так называется проект Фуада Элькури, представленный на выставке в разделе «Личное есть политическое». Эта работа является своеобразным фотодневником художника, повествующим о событиях «июльской войны» в Ливане 2006 года, а также об его разрыве с любимой женщиной. Любовь и война – такие несовместимые вещи здесь накладываются друг на друга, знаменуя переломные события в жизни Элькури. Фотографии в этой ситуации не просто фиксируют переживания художника, но и помогают ему принять происходящие события, выступая в какой-то мере терапией от ужасов войны и любовной утраты.

Другие работы Фуада Элькури также посвящены войне, но не ей самой, а тому, что уводит от этой жуткой катастрофы. Его фотографии и фильмы – о городах Йемена, Ливана или Турции – показывают возможность жизни практически в любых условиях, вселяют надежду на преодоление разрушений и состояния упадка. Фотоистории о разделенных границами городах, Берлине и Никосии, продолжают тему войны и насилия. Элькури и здесь интересует красота человека, которая вопреки всем обстоятельствам, остается незыблемой, именно на ней сконцентрированы его работы. Даже если на его фотографиях нет ни одного человека, «человеческое» прочитывается в окнах ветхих домов или пустынных улицах Бейрута.

3

Фуад Элькури (Fouad Elkoury)

Выставка «Не кажется ли тебе, что пришло время любви?», как и весь проект, исследует границы человеческого, его эмоционально-чувственную связь с миром и социумом. Само название проекта демонстрирует отсылку к модернизму с его верой в возможность создания общей и полной картины происходящего. Мышление категориями «любви», «человеческого» и «смерти» свидетельствует о выходе к панорамному медитативному взгляду. Проект стремится не столько наметить границы человеческого, сколько определить содержание и чувственность антропологического опыта.

Поворот к человеку – это важный тектонический сдвиг в пространстве искусства и научной мысли последних десяти лет. Переосмысление места личности в мире и истории, обнаружение границ идентичности, выражение через перформативные практики, внимание к корням и истокам… Все эти темы вновь становятся ключевыми вопросами, которые не предполагают конечных ответов, но лишь наращивают свое значение и глубину.