«Еще быстрее» и «еще быстрее, чем быстрее», как метко сформулировал философ Йоэль Регев, стали лозунгами или даже молитвами современности. Мы молимся неумолимому и всепоглощающему времени, надеясь всё-таки его обогнать. Символом наших дней стал стартап, быстро развивающаяся компания, разрабатывающая новые продукты и услуги. Мир охватила лихорадка продуктивности, создания нового, захватывающего внимание, получающего коммерческий успех, при этом желательно как можно быстрее и с минимальными усилиями. Тайм-менеджмент призван показать, как с помощью планирования стать продуктивнее.

А теперь заглянем на темную сторону этого дивного нового мира. Когда мы следуем плану, как правило, появляются препятствия. В том числе они исходят от нас самих, например, это лень и прокрастинация. Прежде всего, отличим прокрастинацию от лени: прокрастинатор может (и даже имеет тенденцию) быть в высшей степени деятельным1. Только деятельность эта направлена на сопротивление изменению и созданию нового. Определим, что лень – полный отказ от деятельности, прокрастинация – замена ее на другую. Оба эти явления, на первый взгляд, нарушают планы и препятствуют продуктивности. Далее попробуем разобраться, как появляются лень и прокрастинация, и чем в этой ситуации поможет метамодернизм.

Противоречия классического тайм-менеджмента

Тайм-менеджмент содавался как бизнес-инструмент и не предполагал глубинного понимания психологии. Традиционные для него приемы (выбор целей, поиск ресурсов, контроль и т.д.)2 требуют работы рациональной части психики. Психологам известно, что поведением управляет также бессознательное, порождающее эмоции и желания (иррациональная часть психики). По причине тотальной обращенности классического тайм-менеджмента к рациональному, он подвергается критике со стороны некоторых авторов, которые предлагают альтернативу – планирование для иррационалов 3, 4. Эту альтернативу рассмотрим чуть позже.

Психологи отмечают различия в принципах работы сознательной и бессознательной части психики. «В природе человеческого сознания желать или даже быть вынужденным формулировать и закреплять те или иные вещи ясным недвусмысленным образом. Бессознательная психическая жизнь, напротив, склонна к более гибким и менее точным моделям поведения»5.  Разум, относящийся к сознательной части психики, стремится создавать четкие структуры, например, планы действий. Бессознательная же часть стремится избегать этой четкости, например, сопротивляясь выполнению планов. Таким образом, лень и прокрастинация — симптомы конфликта рациональное-иррациональное.

Если вернуться к изначальной теме продуктивности как создания нового, в ней участвуют обе части психики. Исследователи отмечают бессознательный источник озарений, рождающих новые идеи. При расслабленных размышлениях без участия сознания происходит упорядочение накопленной информации, которая затем представляется в новом виде6. Пример этого явления — многочисленные легенды о научных открытиях, например, появлении таблицы Менделеева во сне или закона тяготения Ньютона в саду под яблоней. Накопление же информации и дальнейшая реализация идеи, безусловно, требуют сознательных усилий.

Рациональное и иррациональное выступают как партнеры в создании нового. С другой стороны, разум становится тюремщиком и стремится удержать иррациональную часть психики в четкой структуре планов и временных ограничений. Приспосабливаясь к социальным условиям, сознание стремится к большей и большей продуктивности за короткое время и выступает как эксплуататор творческой энергии озарений из бессознательного.

Итак, в тайм-менеджменте мы обнаружили противоречие, уже обозначенное в метамодернистском подходе к психологии (метакси-психология). Противоречие происходит от взгляда на человека как поля битвы мышления (рациональная часть психики) и эмоций (иррациональная часть). Метакси-психология предлагает отказаться от него и сфокусироваться на целостном восприятии личности. 7

Возврат к целостности и его следствия

Как пишет о прокрастинации Регев, «прокрастинатор в его нынешнем состоянии изымает из реальности самого себя, превращаясь в нечто болезненное и маргинальное, лишенное существования».1 Концепция целостности личности не допускает маргинализации лени и прокрастинации, а значит, помогает увидеть в них смысл и пользу. Таким образом, мы радикально меняем точку зрения, не борясь с сопротивлением, а отказываемся от конфликта между мышлением и эмоциями. Далее рассмотрим, к каким следствиям приводит этот отказ.

  1. Решение конфликта строгость-спонтанность

В начале статьи уже упоминался тайм-менеджмент для иррационалов. В этой концепции выделяют два типа людей. Рационалам якобы подходит классический тайм-менеджмент с четкими строгими планами. Иррационалам, напротив, нужен особый вид планирования, основанный на большей спонтанности и свободе. При попытках научных обоснований авторы часто ссылаются на Г.К. Юнга. Однако, в его работе «Психологические типы»8 нет понятий «рационал» и «иррационал». Рациональность и иррациональность рассматриваются как свойства психики каждого человека. С точки зрения метамодернизма разделение «рационалы-иррационалы» недопустимо. Оно не обосновано научно и не дает видеть целостность личности, которой свойственны оба качества. Таким образом, мы отказываемся от деления на типы и концентрируемся на инструментах тайм-менеджмента, которые подходят конкретному человеку в конкретной ситуации.

Пример. Техники поиска новых решений предполагают сначала спонтанную генерацию идей без критического осмысления, а уже после отбор и доработку.10 Таким образом, один и тот же процесс сочетает конфликтующие на первый взгляд качества спонтанности и строгости.

  1. Решение конфликта случайное-запланированное

Конфликт из предыдущего пункта напоминает о противоречиях между модернизмом и постмодернизмом. Там, где первый озабочен структурой, второй подчеркивает случайность. Метамодернизм включает оба аспекта и воспринимает мир как стихийное явление и пример самоорганизации. Множество факторов объединяются и самоорганизуются в новые, более сложные порядки.9 Разум не способен учесть все эти факторы. Бессознательная часть психики оперирует намного большим объемом информации, чем разум, как видно в примере с происхождением озарений. Изначально непонятное с рациональной точки зрения поведение, например, прокрастинация, в какой-то момент приобретает смысл.

Пример. Организатор по необъяснимым для него причинам откладывает анонс мероприятия. Позже он выясняет, что из-за непредвиденных факторов мероприятие приходится перенести. Здесь прокрастинация на первый взгляд мешает делу, а в итоге корректирует план работы в сторону гибкости и устойчивости к непредвиденным препятствиям.

  1. Решение конфликта прокрастинация-продуктивность

Как мы обозначили в начале статьи, прокрастинация сопротивляется изменению и созданию нового. Кажется, она тормозит продуктивность. Однако, нужны ли изменения, которым она мешает? Пришло ли для них время? Каким способом и какой ценой создается новое? В каждом конкретном случае при помощи опыта, философских размышлений, психологической работы и других способов мы найдем различные ответы на эти вопросы. Но главное – прокрастинация из постыдного и мешающего явления превращается в помощника в понимании ситуации и самого себя.

Если говорить о продуктивности как о изменениях ради изменений, да, прокрастинация им мешает. Если же рассмотреть продуктивность как целостный процесс, в котором человек познает и творчески реализует себя, нужно принять прокрастинацию как полноценную часть этого процесса.

Пример. У писателя не получается закончить книгу из-за прокрастинации. Он не пишет дальше, потому что знает, каким будет финал, и это скучно. Возможно, и для читателя сюжет будет предсказуемым, поэтому здесь прокрастинация – повод пересмотреть работу.

  1. Решение конфликта лень-продуктивность

Лень работает как механизм защиты от перенапряжения. Это делает ее необходимой для восполнения энергии и творческих озарений, как уже рассмотрели до этого. Важность лени и отдыха подчеркивают в том числе авторы в области классического тайм-менеджмента11. Лень напоминает о соизмеримости действий с ресурсами времени и энергии организма, что помогает сохранять продуктивность и целостность личности.

Пример. Игнорирование переутомления приводит к выгоранию. «Перегоревший» специалист деградирует, появляется редукция обязанностей, халатность, раздражительность, проблемы со здоровьем, вплоть до потери работоспособности. Поддаваться лени в этом контексте означает сохранить профессионализм и целостность рабочего процесса.

Преимущества метамодернистского подхода к тайм-менеджменту

Итак, мы увидели, как метакси-психология разрешает конфликт между разумом и чувствами в вопросах организации деятельности. Отметим, что идеи о стремлении личности к целостности и самореализации, на которых мы основывались, далеко не новы. Впервые их высказали еще в прошлом веке психологи гуманистического направления. Однако, метамодернизм расширяет применение этих идей за пределы психологии. При этом он выражает не согласие с квази- и псевдонаучными подходами, которые привнес постмодернизм.12 Это мы показали на примере критики классификации «рационалы-иррационалы».

Тайм-менеджмент при помощи метакси-психологии перестает быть средством принуждения и предлагает выбор инструментов для конструирования своего собственного способа организовать деятельность. В этом подходе мы стремимся к тому, чтобы содержание (деятельность) и форма (способ ее организации) были едины и помогали друг другу.

Лень и прокрастинация с позиции метамодернизама перестают маргинализироваться и препятствовать самореализации. Метакси-психология создает принимающую и рефлексивную позицию по отношению к ним, что дает надежду прекратить лихорадочную спешку современного мира и сделать отношение к продуктивности осмысленнее.

Полезный материал по теме: Тайм-менеджмент художника


Использованная литература:

  1. Йоэль Регев Тезисы о прокрастинации // Художественный журнал Moscow art magazine. — Режим доступа: http://moscowartmagazine.com/issue/6/article/54 (дата обращения 14.05.18)
  2. Словарь бизнес-терминов. Тайм-менеджмент – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/business/17060 (дата обращения 14.05.18)
  3. Инна Гуляева Арт-коучинг —  Режим доступа: http://iknigi.net/avtor-inna-gulyaeva/90632-art-kouching-kak-zhenschine-igrayuchi-izmenit-svoyu-zhizn-za-3-mesyaca-inna-gulyaeva/read/page-6.html (дата обращения 14.05.18)
  4. Ольга Гуйван Планирование для иррационалов // Жить интересно. – Режим доступа: http://interesno.co/myself/0a9ac8819f77 (дата обращения 14.05.18)
  5. Мария-Луиза Фон Франц Архетипическое измерение психики. – М.: Касталия, 2017. – 210 с.
  6. Эндрю Смарт О пользе лени. —  М.: Альпина паблишер, 2014. – 150 с.
  7. Анатолий Гребенюк Основы метамодернистской психологии // Metamodern Журнал о метамодернизме. – Режим доступа: http://metamodernizm.ru/metamodernism-psychology/ (дата обращения 14.05.18)
  8. Карл Густав Юнг Психологические типы. – М.: Академический проект, 2017. – 538 с.
  9. Ханзи Фрейнахт Вы не метамодернист, пока не поймете это. Часть 2: протосинтез. // Metamodern Журнал о метамодернизме. – Режим доступа: http://metamodernizm.ru/you-are-not-metamodern-part-2/ (дата обращения 14.05.18)
  10. Эдвард де Боно Серьезное творческое мышление. – Мн.: Попурри, 2005. – 416 с.
  11. Глеб Архангельский Тайм-драйв. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2005. – 240 с.
  12. Анатолий Гребенюк Метамодернизм в психологии или возвращение из игры в реальную жизнь // Metamodern Журнал о метамодернизме. – Режим доступа: http://metamodernizm.ru/метамодернизм-в-психологии/ (дата обращения 14.05.18)

Автор: Мария Ляхова-Трагель